Изменения в охране труда с 1 сентября
С 1 сентября специалистам по охране труда придется основательно перестроить свою работу. Это касается норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), дистанционных медосмотров и оформления медицинских книжек.
Ключевым событием сентября 2023 года является вступление в силу новых Правил выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих и обезвреживающих средств, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н. Вместе с ним вступают в силу и единые типовые нормы выдачи СИЗ, в том числе дерматологических. Применять их, или отсрочить до 2025 года, решает работодатель. Но учтите, что сведения о принятом решении необходимо внести в Положение о специальной оценке условий труда (СУОТ). И именно специалист по охране труда должен оценить, насколько организация готова к изменениям.
Кроме того, вступают в силу еще девять нормативных правовых актов по охране труда, о которых должен знать каждый специалист по охране труда. Одни из них напрямую влияют на охрану труда, другие — на безопасность дорожного движения, и о них обязательно нужно быть в курсе.
Также нельзя пропустить изменения в порядке обучения по охране труда, к счастью, нас они порадуют. Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 внесло изменения в Правила в части проведения внепланового инструктажа. В п. 61 порядка обучения сейчас указано, что инструктаж проводится еще и «по требованию Минтруда», теперь вместо этого будет написано «при наличии положений о внеплановом инструктаже в нормативно-правовом акте (НПА)».
И еще одна нечаянная радость: если у вас есть дистанционные работники на постоянной основе, их не нужно подсчитывать в среднесписочной численности при оформлении уведомления в Минтруд для внутреннего обучения по охране труда (ОТ).
Коснулись изменения и проведения медосмотров водителей. С 1 сентября их можно проводить в дистанционном формате. Но перед тем, как на него перейти, специалист по охране труда должен определить риски, и вместе с работодателем решить, нужно ли проводить медосмотры дистанционно, или оставить как есть, в бумажной форме, с «живым», осязаемым медработником.
Изменения теперь ждут и экспертные организации, которые проводят специальную оценку условий труда в отношении работников, постоянно и непосредственно работающих с осужденными. Список таких работников приведен в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85.
Детальный разбор изменений по ОТ с 1 сентября 2023 года с рекомендациями эксперта-практика:
- Новые правила обеспечения работников СИЗ
Меняются правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. Вводится карточка учета дежурных СИЗ, допускается возможность ведения учета СИЗ в электронном формате, дается рекомендованный образец локальных Норм выдачи СИЗ работникам организации. Из личной карточки учета выдачи СИЗ исключено указание данных сертификата или декларации на СИЗ.
Специалисту по ОТ нужно подготовить уже сейчас:
- утвердить перечень дежурных СИЗ на рабочих местах и объектах;
- утвердить Перечень уполномоченных лиц, ответственных за выдачу и сдачу дежурных СИЗ и ведение личной карточки выдачи дежурных СИЗ;
- утвердить порядок выдачи и сдачи СИЗ, в том числе дежурных.
Рекомендации эксперта: форма карточек выдачи и самих норм выдачи рекомендованная. Подстройте форму под свою организацию, можете менять наименования столбцов и строк в таблице, вставить логотип своей компании. Можете поставить на лицевой стороне карточки поле для подписи работника в ознакомлении с нормами выдачи. Так вы выполните требование ст. 214 ТК РФ. В противном случае вашу организацию могут оштрафовать.
Перечень дежурных СИЗ с 1 сентября 2023 года
- Единые типовые нормы (ЕТН) выдачи СИЗ и смывающих средств
Согласно приказу Минтруда России от 29.10.2021 № 767н вводится применение Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, основой которых является риск-ориентированный подход.
Специалисту по ОТ нужно подготовить уже сейчас:
- ознакомить работников с ЕТН во время внепланового инструктажа;
- утвердить локальные нормы выдачи в соответствии с приложением № 1 к приказу Минтруда России от 29.10.2021 № 766н, используя данные оценки профрисков;
- утвердить порядок выдачи и сдачи СИЗ, в том числе дежурных.
Рекомендации эксперта: работодатель имеет право не применять приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н до 31 декабря 2024 года согласно ст. 2 Федерального закона от 2 января 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Поэтому укажите свое решение в Положении о СУОТ, и возьмите таймаут для спокойного, взвешенного перехода на ЕТН. В этот переходный период вы можете провести оценку профрисков для адресной, риск-ориентированной выдачи СИЗ.
- Изменения в правилах обучения по охране труда
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2022 № 2540 «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» изменено основание для проведения внепланового обучения, уточнено, как отразить в реестре обучаемых лиц удаленных сотрудников.
Специалисту по ОТ нужно подготовить уже сейчас: при первичной или актуализированной подаче уведомления работодателя о проведении обучения и проверки знаний внутри организации в Реестре Минтруда нужно убрать из среднесписочной численности работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе.
Рекомендации эксперта: если работник трудится хотя бы один день в офисе, а остальные дни работает дистанционно, убирать его из среднесписочной численности для реестра нельзя. Для охраны труда он не является дистанционщиком.
- Дистанционные медосмотры для водителей
По Федеральному закону от 29.12.2022 № 629-ФЗ «О внесении изменений в ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допускается проведение медицинских осмотров водителей с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.
Специалисту по ОТ нужно подготовить уже сейчас:
- изучите требования к проведению дистанционных медосмотров со стороны медицинских учреждений, определите для себя, может ли ваша организация проводить такие медосмотры, или остаться в традиционном формате;
- закрепите свое решение в Положении о СУОТ, если оно изменяется;
- проинформируйте о принятом решении водителей.
Рекомендации эксперта: дистанционные медосмотры не будут дешевле чем традиционные, не обольщайтесь, потому что там заложены слишком большие риски, например, по идентификации того, кто проходит предрейсовый медосмотр. Кроме того, работодателю придется не менее двух раз в год проводить в очной форме химико-токсикологические исследования на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов. Таким образом, вместо одного «традиционного» медосмотра в итоге вы получите целых три. Поэтому хорошо подумайте, прежде чем перейти на дистанционный медосмотр. Оцените все риски.
- Требования к оснащению кабинета дистанционного медосмотра и к медицинскому персоналу
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья» НПА установил требования к медицинским изделиям, применяемым при проведении дистанционных медосмотров. Медицинские работники, проводящие такие медосмотры, должны обучиться по программам повышения квалификации по вопросам организации и порядка проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий в объеме не менее 36 часов. Сведения о медицинских работниках, проводящих дистанционные медосмотры, вносят в единую государственную информационную систему (ЕГИС) в сфере здравоохранения.
Специалисту по ОТ уже сейчас нужно изучить Постановление Правительства № 866 до заключения договора с медорганизацией на дистанционный медосмотр, проследите, чтобы медработник отвечал требованиям данного НПА.
- Новый порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных‚ послерейсовых медицинских осмотров
По Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05.2023 № 266н дистанционный медосмотр не применяют в отношении водителей, которые перевозят опасные грузы и осуществляют регулярные перевозки пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 километров и более.
Специалисту по ОТ уже сейчас нужно внести в свое Положение о СУОТ изменения, если собираетесь проводить медосмотры водителей дистанционно.
Рекомендации эксперта: если ваши водители не перевозят опасные грузы или пассажиров, можете не проводить для них послесменный медосмотр.
- Новые требования к оформлению путевых листов
Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2023 № 159 меняются состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и порядок оформления или формирования путевого листа, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. № 390.
Изменятся требования к оформлению путевых листов в связи с тем, что медицинский работник может ставить электронную цифровую подпись в допуске водителя на линию после успешно проведенного медосмотра.
Специалисту по ОТ уже сейчас нужно изучить Приказ Минтранса России от 05.05.2023 № 159. В нем написано, что даты, время и результат проведения медицинского осмотра водителя, должны быть проставлены медицинским работником, и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе или УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписью в случае формирования электронного путевого листа. В путевом листе произойдут и другие нововведения — нужно будет указывать дополнительные сведения о водителе, например, его СНИЛС, серию, номер, дату выдачи водительского удостоверения. Все это должно помочь правильно идентифицировать работника.
Рекомендации эксперта: с 1 сентября можно оформить один путевой лист на один рейс, если его длительность больше рабочего дня.
- Новый порядок ведения личных медкнижек
В соответствии с Приказом Минздрава России от 18.02.2022 № 90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа» вступит в силу порядок работы с личными медкнижками, в том числе электронными, и форма электронной книжки.
Что специалисту по ОТ нужно подготовить уже сейчас: сверьте контингент сотрудников, для которых медкнижка является обязательным элементом медосмотра. Он указан в п.2 приложения № 2 к Приказу Минздрава России от 18.02.2022 № 90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа».
Рекомендации эксперта. Имеющиеся на руках медкнижки после 1 сентября 2023 года можно будет применять до того момента, пока не кончатся свободные листы.
9.Особенности проведения СОУТ в местах лишения свободы
По Приказу Минтруда от 13.04.2023 № 309н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными» СОУТ на рабочих местах сотрудников ФСИН будет проводиться в новом, особом порядке, с учетом рисков для работников экспертной организации и работников ФСИН, а также самих осужденных.
Что специалисту по ОТ нужно подготовить уже сейчас: если вы работаете в местах лишения свободы, переработайте программу вводного инструктажа. Учтите, что для организации ФСИН эксперты СОУТ являются работниками сторонней организации, участвующей в производственной деятельности. Поэтому обеспечьте проведение подробного вводного инструктажа, проинформируйте работника о рисках для жизни при проведении идентификации вредных и опасных факторов в таких условиях.
Рекомендации эксперта: пропишите в техническом задании требования к экспертной организации. Так, на территорию мест лишения свободы запрещается перемещение без уполномоченного работодателем лица, без наличия медзаключения об отсутствии инфекционных заболеваний, действующего сертификата от КОВИДа, и только после проведения в организации целевого инструктажа.