Охрана труда: новые нормы выдачи СИЗ начнут действовать с 1 сентября
С 1 сентября будет действовать новый порядок выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающих средств, утверждённый Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N766н.
СИЗ будут выдаваться по единым типовым нормам (ЕТН), утвержденным Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 767н.
Новые правила хотя и несколько повторяют старые (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н), но при этом имеют ряд существенных отличий и множество уточнений, которые ранее могли и выполняться, но были не обязательны. Теперь же данные положения зафиксированы.
Ранее работодатель не обязан был утверждать нормы выдачи СИЗ работникам, теперь наличие данного документа – обязательно.
Помимо обязательного составления Норм бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации, работодатель обязан разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ, к которым относится «Положение об обеспечении работников СИЗ». Раньше данный документ никак не был регламентирован.
Теперь Порядок обеспечения работников СИЗ должен включать в себя:
- порядок выявления потребности работников в СИЗ;
- предупредительно-плановый характер закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ;
- порядок: выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации, утилизации СИЗ;
- порядок информирования работников по вопросам обеспечения СИЗ;
- распределение обязанностей и ответственности руководителей структурных подразделений по организации и обеспечению функционирования процесса обеспечения работников СИЗ с учетом особенностей структуры управления организации в целом;
- требования по организации отдельных этапов процесса обеспечения работников СИЗ:
- планирование потребности в СИЗ, включая подбор СИЗ;
- контроль за обеспеченностью работников СИЗ и их применением, а также анализ результатов контроля.
Согласно новому порядку составление норм СИЗ будет состоять из двух этапов:
- подбор СИЗ исходя из должности/профессии работника;
- подбор СИЗ исходя из рисков на данном рабочем месте.
С 1 сентября устанавливаются минимальный перечень в зависимости от должности, а также дополнительные виды СИЗ в зависимости от рисков и опасностей на рабочем месте, выявленных по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР).
Новый порядок позволяет избежать выдачи лишних СИЗ. Например, часто бывало такое, что работникам были положены фартуки для защиты от кислот и щелочей, а работник с ними никогда не работал, или средства от падения с высоты, а работник не работал на высоте, но не выдавать эти СИЗ работодатель не мог – это было бы нарушением.
Однако, новый порядок добавляет большой работы специалисту, который составляет нормы выдачи СИЗ, и предъявляет требования к неформальному проведению СОУТ и ОПР.
Основные изменения:
- Исчисление срока эксплуатации СИЗ со дня фактической выдачи их работникам, указанного в личной карточке учета выдачи СИЗ или в карточке выдачи дежурных СИЗ;
- Требования о не превышении сроков эксплуатации СИЗ от указанных в нормах (раньше сроки можно было продлевать);
- Обязанность работников возвращать работодателю СИЗ после истечения сроков их носки;
- Необходимость установления порядка списания СИЗ, утративших целостность или защитные свойства, испорченных, утраченных или пропавших из установленных мест хранения до окончания нормативного срока эксплуатации;
- Необходимости изъятия из эксплуатации СИЗ, подвергшегося воздействию вредного и (или) опасного производственного фактора или опасности, при этом предотвратив или снизив нанесение тяжелого вреда жизни или здоровью работника;
- Появилась обязанность фиксировать выдачу дежурных СИЗ в карточке учета выдачи дежурных СИЗ и установлена ее рекомендуемая форма;
- Утверждена рекомендуемая форма Норм выдачи СИЗ;
- Поменялась рекомендуемая форма личной карточки выдачи СИЗ.